Государственное учреждение образования "Ясли-сад № 11 г. Борисова"

Государственное учреждение образования "Ясли-сад № 11 г. Борисова"

телефон: 8017775 35 85
222514, Минская область, г.Борисов, ул.Н.Неман, дом 181

Страничка педагога-психолога

   Законодательство по охране детства

 

 

 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В сознании многих родителей до сих пор готовность к школе – это умение считать, читать, писать. Но вот мнение психологов на этот счет несколько отличается от обыденных представлений.

 «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

 «Психологическая готовность» - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников». (Венгер Л.А.)

Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.

Психологическая готовность детей к школе включает:

1. Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться.

Большинство родителей без раздумий скажут, что их дети хотят в школу и, а значит, с мотивационной готовностью проблем нет. Однако тут не все так просто. Ведь желание пойти в школу и желание учиться это не совсем одно и то же. Школа может привлекать ребенка только своей внешней стороной - новый портфель, учебники, тетради, друзья, но ведь все это ничего общего с учебной деятельностью не умеет. Ребенка к школе должна привлекать возможность узнать что-то новое, что предполагает развитие познавательных интересов, только тогда мы можем говорить о полностью сформированной мотивационной готовности.

Сложнее, если ребенок не хочет в школу. Чем бы это ни было вызвано, на первых порах такое негативное отношение может серьезно сказаться на эффективности обучения. Если ваш ребенок заявляет, что не хочет в школу, важно разобраться в причинах. В зависимости от причины и нужно действовать. Важно сформировать у ребенка позитивное отношение к его новой роли, к школе, в целом.

2. Эмоционально-волевая готовность важна для нормальной адаптации детей к условиям школы. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения.

Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. Для тренировки волевой готовности хороши графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность.

3. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

  • Умение общаться со сверстниками и взрослыми, сотрудничать с ними, умение выходить из конфликтных ситуаций без проявления агрессии.
  • Толерантность (терпимость) - ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников.
  • Сформированность нравственных представлений (соответственно возрасту, ребенок должен понимать, что такое хорошо, а что такое плохо).
  • Способность ребенка принимать поставленную педагогом задачу, а после выполнения умение адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

4. Интеллектуальная готовность - наличие у ребёнка кругозора, запаса конкретных знаний, стремление к получению новых знаний – любознательность.

 Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

- дифференцированное восприятие;

- аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

- логическое запоминание;

- интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий, овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

- развитие тонких движений руки и зрительно-двигательной координации.

 5. Речевая готовность к школе. Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в речевом развитии может привести к серьезным проблемам обучении. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой. Но важно помнить, что время, благоприятное для коррекционной работы, уходит, и поправить речь с возрастом будет гораздо сложнее.

Что должен знать и уметь ребенок, который готовится к школе?

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1 . Свое имя, фамилию, возраст, имена, отчества родителей, где они работают.

2 . Свой домашний адрес (город, улица, дом).

3. Времена года (их количество, последовательность, основные приметы каждого времени года), месяцы (их количество и названия), дни недели (их количество, последовательность).

4. Уметь выделять существенные признаки предметов окружающего мира, и на их основе классифицировать предметы по следующим категориям: животные (домашние и дикие), птицы, насекомые, растения (цветы, деревья), овощи, фрукты, ягоды; транспорт (наземный, водный, воздушный); одежду, обувь и головные уборы; посуду, мебель, а также уметь разделить предметы на две основные категории: живое и неживое.

5. Различать и правильно называть цвета, плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

6. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

7. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право - лево, верх - низ и т. д.).

8.  Составлять целое из частей (не менее 5-6 частей).

9. Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанное или прочитанное произведение, составлять рассказ по картине; устанавливать последовательность событий.

10.  Запоминать и называть 6-8 предметов, картинок, слов.

Рекомендации для родителей будущего первоклассника

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  • Развивайте мелкую моторику руки и графические навыки, используя занятия с пластилином, мозаикой, рисование на листе бумаги, в развивающих тетрадях, срисовывание картинок, вырезание фигурок ножницами и т.п.
  • Учите ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
  • Расширяйте кругозор через совместное чтение  книг, пересказ и обсуждение прочитанного, рассматривание рисунков, формирование познавательного интереса к окружающему, развитие интереса к исследованиям природных явлений и  т. п.
  • Формируйте правильное представление о школе, желание идти в школу.
  • Развивайте умение сотрудничать со сверстниками (разыгрывайте ситуаций, посещайте различные кружки, спортивные секции), осознание своих эмоций и эмоций других людей через рисование, игры, обсуждение иллюстраций в книгах.
  • Формируйте самостоятельность. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький. Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей.
  • Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи. Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете.
  • Научите ребенка делиться своими проблемами. Обсуждайте конфликтные ситуации, искренне интересуйтесь его мнением.
  •  Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае познавательный интерес не иссякнет. Приучайте искать ответы на некоторые вопросы самостоятельно.
  • Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант.

Итак, успехов Вам и — больше веры в себя и в возмож­ности своего ребёнка!

РЕБЕНОК  СТЕСНЯЕТСЯ  ВЫСТУПАТЬ 

НА УТРЕННИКЕ

Приближаются новогодние праздники, и наверняка накануне Вашему ребенку и другим детям будет предложено выучить небольшие стихотворения. Постарайтесь отнестись к этому событию с максимальным вниманием, ведь Вашему ребенку предстоит выступить перед публикой. Хочется отметить, что не каждый малыш может так просто выйти и рассказать стихотворение у новогодней елки – перед Дедом Морозом или зрителями.

Ребенок может растеряться в присутствии большого количества незнакомых взрослых людей. Ведь одно дело – выучить стих и рассказать его дома перед мамой, папой, бабушкой, а другое дело – на сцене, перед зрителями. Тем более, если у ребенка подобный опыт публичных выступлений отсутствует. Но считать это проблемой вряд ли стоит.  

В Ваших силах помочь своему ребенку. Начните заучивать стишок пораньше, чтобы малыш хорошо его запомнил. Если он будет отлично знать свои строки, то смело сможет выйти перед всей группой, четко и с выражением рассказать стих.

Ус­тройте маленький домашний концерт, где бы все выступали, в том числе и Ваш ребенок, выучив нужный стишок. Если малыш не растерялся и прекрасно рассказал стих, мы Вас поздравляем! Первый шаг в сторону успешного утренника сделан!

Потом можно расширить аудиторию до зна­комых или бабушек-дедушек. Обязательно похвалите ребен­ка и ни в коем случае не крити­куйте! Если даже он выступит совсем плохо и не поверит Вашим похвалам — хвалите за смелость.

Когда малыш сможет дома выступать перед всеми, как знакомыми, так и не знакомыми людьми, тогда Вы практически достигли своей цели.

Перед утренником, уложите ребенка спать пораньше, перед сном повторите стишок, и вместе пофантазируйте, как здорово завтра Ваш малыш выступит на утреннике перед большим количеством гостей.

Не бойтесь сами – стоит Вам побороть собственные страхи, как и ребенок, почувствует себя спокойно и уверено.

Непосредственно на утреннике, постарайтесь сесть в первом ряду, чтоб ребенок хорошо Вас видел, будет здорово, если с Вами придет еще кто-то из членов семьи или из знакомых, которые участвовали в домашних концертах. Когда малыш выйдет на сцену, улыбайтесь ему, смотрите все время к нему в глаза, пусть малыш не смотрит на окружающих, а видит только Вас. Вы же губами повторяйте стихотворение ребенку, такой суфлер, может здорово помочь малышу собраться.

Если малыш справился со своим страхом и все-таки рассказал стишок, хвалите его. Хвалите так, чтоб это слышали окружающие. Подарите ребенку какой-то символический подарок.

Если же ребенок растерялся, не расстраивайтесь и не ругайте его. Ему очень трудно и без Ваших укоров.  Лучше расскажите ему, что когда Вы были маленькие, тоже очень часто запинались и не могли сразу рассказать стихотворение полностью. И скажите, что в следующий раз у него обязательно выйдет. Ведь он у Вас молодец!

Будьте готовы к долгому пути. За один день страх перед посторонними преодолеть сложно, а для ребенка и вовсе невозможно. Если Вы будете терпеливы, то в итоге у Вас все получится!!!

Удачи вам!

БЕЗОПАСНОСТЬ  В ПЕРИОД НОВОГОДНИХ ПРАЗДНИКОВ 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 Говорят, что на все случаи жизни со­ломки не подсте­лить, поэтому ро­дители должны особенно пристально следить за своими детьми в период новогодних праздников.

Предпраздничные дни всегда наполнены суе­той и радостным волнением. И взрослые, и дети ждут чудес и веселья. Между тем, праздники при­носят в наш дом не только радость, но и множе­ство новых, не всегда безопасных вещей. Елка, новогодние игрушки, хлопушки, свечи, бенгаль­ские огни, петарды при неправильном обращении могут оказаться весьма опасными. Но и это еще не все. На улице тоже не все безобидно: катки, скользкие горки, ступеньки, спрятанные под сне­гом, могут привести к несчастному случаю. Что должны предусмотреть родители? Как действо­вать в непредвиденных ситуациях?

ЗЕЛЕНАЯ  КРАСАВИЦА

Ни для кого не секрет, что новогодняя елка ча­стенько становится причиной несчастных случаев и пожаров. Так что папа должен установить елоч­ку максимально безопасно. Для этого необходимо следовать простым правилам:

  • елку следует ставить на устойчивую под­ставку - крестовину, если она искусственная, или в ведро с песком, если елка живая;

  • елка не должна мешать свободному выходу из комнаты или дома;

  • ни в коем случае нельзя ставить елку вблизи печей, каминов и электробытовых при­боров.

Украшать елку сле­дует в соответствии с техникой безопасно­сти, а именно:

• Для освещения елки нужно использо­вать электрогирлян­ды только заводского изготовления. Перед тем как украсить елку электрогирляндой, не­обходимо проверить ее исправность. Если ребенок совсем еще мал и к тому же очень любознательный, гирлянду из цветных лампочек лучше повесить не на елку, а на стену. Если Вы все-таки решили повесить электрогирлянду, ве­шайте ее так, чтобы ползунок не мог до нее дотя­нуться, годовалому же малышу следует объяснить, что играть с мигающими огоньками нельзя.

  • Особое внимание уделите елочным игрушкам. Они должны быть не только яркими и красивыми, но и, что самое главное, небьющимися и безопасными «на зуб».  Когда Вы украшаете елку для самых маленьких, это очень важно.

  • Если украшаете елку сладкими игрушками, вешайте их пониже и так, чтобы было легко их снять, не потревожив все дерево.

Несомненно, елка становится главным объектом, притягивающим внимание малыша, на протяжении всех праздничных дней. Чтобы избежать непри­ятных сюрпризов, родителям следует познакомить ребенка со сказочным деревом, дать потрогать ко­лючки, игрушки, объяснить, что можно, а что нель­зя. Например, конфетки с елочки снимать можно. Елочка специально приго­товила их для послушного сыночка, умницы-дочки. А вот мишуру, игрушки и колючки трогать нельзя. Ведь тогда елка уже не будет такой красивой и на­рядной.

Несмотря на все ста­рания взрослых, непо­седливые детки все-таки способны попасть в не­приятную ситуацию. Что делать в таких случаях?

Если карапуз уму­дрился проглотить ми­шуру или бусину, пани­ковать не стоит. Если у малыша нет тошноты и боли в животе, значит, все обошлось. Тем не менее, понаблюдайте за ребенком в течение не­скольких часов.

Если ребенок прогло­тил инородный предмет, дайте ему обволакиваю­щую пищу, например, овсяную кашу или по­лужидкое картофельное пюре. Тогда несъедобный объект быстрее пройдет путь от попадания в рот до горшка. Обычно на это требуется два дня (у детей от 1 года до 7 лет) или три дня (у деток по­старше).

Попадание несъедоб­ного объекта в желудок может сопровождаться подташниванием и бо­лью в животе. Кроме того,   ситуация   может усугубиться поносом. В таких случаях необходимо обратиться за медицинской помощью.

Если малыш случайно схватил стакан с жид­костью, которая оказалась не соком или водой, а спиртным напитком, дайте крохе попить простой чистой воды, смекту или таблетку активированно­го угля.

ЭТОТ  ЯРКИЙ  ФЕЙЕРВЕРК

Победить страсть детей к пиротехническим игрушкам, кажется, невозможно. Чтобы избежать несчастных случаев, папа должен объяснить ре­бенку правила безопасности в обращении с та­кими игрушками. Стоит решительно пресекать по­пытки детей, особенно маленьких, самостоятельно заняться пиротехникой. Если тяга к ней неодоли­ма, лучше сами принимайте участие в огненных забавах и руководите процессом. Тогда техника безопасности будет соблюдена наверняка, а веро­ятность возникновения несчастного случая будет минимальной. Да и малышам запускать петарды и ракеты вместе с папой гораздо интереснее!

Чтобы не испортить новогодний праздник, по­купайте только фабричную продукцию. Если из­делие не внушает вам доверия, от такой покупки лучше воздержаться.

Запуск следует проводить на улице, подальше от окон и деревьев. Помните, что нельзя направлять снаряды в сторону ветра и туда, где находятся люди.

Если, несмотря на все меры предосторожности, ребенок все-таки пострадал, следует незамедли­тельно вызвать скорую помощь. Поинтересуйтесь у оператора, как вам действовать до приезда вра­ча. Целесообразно дать ребенку обезболивающее средство, при необходимости - две возрастные нор­мы. Дайте малышу выпить теплого чая с добавлени­ем настойки элеутерококка (число капель должно быть равно числу полных лет, умноженное на два).

НАМ  ВСЕ  НИ  ПО  ЧЕМ

Зима предоставляет детишкам массу возмож­ностей забавно проводить время на свежем воздухе. Сколько радости доставля­ет малышам игра в снежки и катание с горки! Между тем, такие забавы нередко сопровождаются синяка­ми, ссадинами, ушибами и даже переломами. Как оказать первую помощь?

Для малыша до года падение с небольшой вы­соты (например, с дива­на), как правило, не опасно. Но родители должны понаблюдать за ребенком некоторое время, осо­бенно, если ушиб был сильным, а кроха быстро успокоился и уснул.

Если малыш получил ушиб головы, сделайте ему холодный компресс. Если ребенок поплакал и успокоился, обеспечьте ему покой и понаблю­дайте 2-3 часа. Если же ребенок побледнел, его тошнит, а дыхание затруднено - срочно везите его в больницу.

Если ушиб пришелся на область живота, а ре­бенок побледнел, при касании ушибленного ме­ста возникает боль, незамедлительно вызывайте скорую помощь. До приезда медиков уложите малыша в постель, на живот положите холодный компресс. Кормить и поить ребенка нельзя.

Если малыш упал и у Вас есть подозрение на пе­релом или вывих, без специализированной помо­щи не обойтись. При этом помните, что холодный компресс снимет отек, а тугая повязка обеспечит неподвижность. Если вы решили зафиксировать поврежденную руку или ногу, воспользуйтесь обычным марлевым бинтом. Эластичный бинт использовать нельзя, так как он нарушает кро­вообращение. Кроме того, в таких случаях нельзя пытаться прощупывать поврежденное место, по­скольку можно вызвать смещение.

Предпраздничное настроение удваивает энер­гию наших детишек. Неудивительно, что уследить за ними нелегко. Даже если малыш случайно по­лучил травму, не отчаивайтесь и не паникуйте. Держитесь спокойно и действуйте уверенно. Все будет хорошо! А как иначе?

Версия сайта для слабовидящих