

Законодательство по охране детства
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В сознании многих родителей до сих пор готовность к школе – это умение считать, читать, писать. Но вот мнение психологов на этот счет несколько отличается от обыденных представлений.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
«Психологическая готовность» - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников». (Венгер Л.А.)
Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.
Психологическая готовность детей к школе включает:
1. Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться.
Большинство родителей без раздумий скажут, что их дети хотят в школу и, а значит, с мотивационной готовностью проблем нет. Однако тут не все так просто. Ведь желание пойти в школу и желание учиться это не совсем одно и то же. Школа может привлекать ребенка только своей внешней стороной - новый портфель, учебники, тетради, друзья, но ведь все это ничего общего с учебной деятельностью не умеет. Ребенка к школе должна привлекать возможность узнать что-то новое, что предполагает развитие познавательных интересов, только тогда мы можем говорить о полностью сформированной мотивационной готовности.
Сложнее, если ребенок не хочет в школу. Чем бы это ни было вызвано, на первых порах такое негативное отношение может серьезно сказаться на эффективности обучения. Если ваш ребенок заявляет, что не хочет в школу, важно разобраться в причинах. В зависимости от причины и нужно действовать. Важно сформировать у ребенка позитивное отношение к его новой роли, к школе, в целом.
2. Эмоционально-волевая готовность важна для нормальной адаптации детей к условиям школы. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения.
Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. Для тренировки волевой готовности хороши графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность.
3. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
- Умение общаться со сверстниками и взрослыми, сотрудничать с ними, умение выходить из конфликтных ситуаций без проявления агрессии.
- Толерантность (терпимость) - ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников.
- Сформированность нравственных представлений (соответственно возрасту, ребенок должен понимать, что такое хорошо, а что такое плохо).
- Способность ребенка принимать поставленную педагогом задачу, а после выполнения умение адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
4. Интеллектуальная готовность - наличие у ребёнка кругозора, запаса конкретных знаний, стремление к получению новых знаний – любознательность.
Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
- дифференцированное восприятие;
- аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
- логическое запоминание;
- интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий, овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
- развитие тонких движений руки и зрительно-двигательной координации.
5. Речевая готовность к школе. Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в речевом развитии может привести к серьезным проблемам обучении. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой. Но важно помнить, что время, благоприятное для коррекционной работы, уходит, и поправить речь с возрастом будет гораздо сложнее.
Что должен знать и уметь ребенок, который готовится к школе?
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1 . Свое имя, фамилию, возраст, имена, отчества родителей, где они работают.
2 . Свой домашний адрес (город, улица, дом).
3. Времена года (их количество, последовательность, основные приметы каждого времени года), месяцы (их количество и названия), дни недели (их количество, последовательность).
4. Уметь выделять существенные признаки предметов окружающего мира, и на их основе классифицировать предметы по следующим категориям: животные (домашние и дикие), птицы, насекомые, растения (цветы, деревья), овощи, фрукты, ягоды; транспорт (наземный, водный, воздушный); одежду, обувь и головные уборы; посуду, мебель, а также уметь разделить предметы на две основные категории: живое и неживое.
5. Различать и правильно называть цвета, плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
6. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
7. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право - лево, верх - низ и т. д.).
8. Составлять целое из частей (не менее 5-6 частей).
9. Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанное или прочитанное произведение, составлять рассказ по картине; устанавливать последовательность событий.
10. Запоминать и называть 6-8 предметов, картинок, слов.
Рекомендации для родителей будущего первоклассника
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

- Развивайте мелкую моторику руки и графические навыки, используя занятия с пластилином, мозаикой, рисование на листе бумаги, в развивающих тетрадях, срисовывание картинок, вырезание фигурок ножницами и т.п.
- Учите ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
- Расширяйте кругозор через совместное чтение книг, пересказ и обсуждение прочитанного, рассматривание рисунков, формирование познавательного интереса к окружающему, развитие интереса к исследованиям природных явлений и т. п.
- Формируйте правильное представление о школе, желание идти в школу.
- Развивайте умение сотрудничать со сверстниками (разыгрывайте ситуаций, посещайте различные кружки, спортивные секции), осознание своих эмоций и эмоций других людей через рисование, игры, обсуждение иллюстраций в книгах.
- Формируйте самостоятельность. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький. Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей.
- Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи. Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете.
- Научите ребенка делиться своими проблемами. Обсуждайте конфликтные ситуации, искренне интересуйтесь его мнением.
- Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае познавательный интерес не иссякнет. Приучайте искать ответы на некоторые вопросы самостоятельно.
- Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант.
Итак, успехов Вам и — больше веры в себя и в возможности своего ребёнка!
РЕБЕНОК СТЕСНЯЕТСЯ ВЫСТУПАТЬ
НА УТРЕННИКЕ

Приближаются новогодние праздники, и наверняка накануне Вашему ребенку и другим детям будет предложено выучить небольшие стихотворения. Постарайтесь отнестись к этому событию с максимальным вниманием, ведь Вашему ребенку предстоит выступить перед публикой. Хочется отметить, что не каждый малыш может так просто выйти и рассказать стихотворение у новогодней елки – перед Дедом Морозом или зрителями.
Ребенок может растеряться в присутствии большого количества незнакомых взрослых людей. Ведь одно дело – выучить стих и рассказать его дома перед мамой, папой, бабушкой, а другое дело – на сцене, перед зрителями. Тем более, если у ребенка подобный опыт публичных выступлений отсутствует. Но считать это проблемой вряд ли стоит.
В Ваших силах помочь своему ребенку. Начните заучивать стишок пораньше, чтобы малыш хорошо его запомнил. Если он будет отлично знать свои строки, то смело сможет выйти перед всей группой, четко и с выражением рассказать стих.
Устройте маленький домашний концерт, где бы все выступали, в том числе и Ваш ребенок, выучив нужный стишок. Если малыш не растерялся и прекрасно рассказал стих, мы Вас поздравляем! Первый шаг в сторону успешного утренника сделан!
Потом можно расширить аудиторию до знакомых или бабушек-дедушек. Обязательно похвалите ребенка и ни в коем случае не критикуйте! Если даже он выступит совсем плохо и не поверит Вашим похвалам — хвалите за смелость.
Когда малыш сможет дома выступать перед всеми, как знакомыми, так и не знакомыми людьми, тогда Вы практически достигли своей цели.
Перед утренником, уложите ребенка спать пораньше, перед сном повторите стишок, и вместе пофантазируйте, как здорово завтра Ваш малыш выступит на утреннике перед большим количеством гостей.
Не бойтесь сами – стоит Вам побороть собственные страхи, как и ребенок, почувствует себя спокойно и уверено.
Непосредственно на утреннике, постарайтесь сесть в первом ряду, чтоб ребенок хорошо Вас видел, будет здорово, если с Вами придет еще кто-то из членов семьи или из знакомых, которые участвовали в домашних концертах. Когда малыш выйдет на сцену, улыбайтесь ему, смотрите все время к нему в глаза, пусть малыш не смотрит на окружающих, а видит только Вас. Вы же губами повторяйте стихотворение ребенку, такой суфлер, может здорово помочь малышу собраться.
Если малыш справился со своим страхом и все-таки рассказал стишок, хвалите его. Хвалите так, чтоб это слышали окружающие. Подарите ребенку какой-то символический подарок.
Если же ребенок растерялся, не расстраивайтесь и не ругайте его. Ему очень трудно и без Ваших укоров. Лучше расскажите ему, что когда Вы были маленькие, тоже очень часто запинались и не могли сразу рассказать стихотворение полностью. И скажите, что в следующий раз у него обязательно выйдет. Ведь он у Вас молодец!
Будьте готовы к долгому пути. За один день страх перед посторонними преодолеть сложно, а для ребенка и вовсе невозможно. Если Вы будете терпеливы, то в итоге у Вас все получится!!!
Удачи вам!
БЕЗОПАСНОСТЬ В ПЕРИОД НОВОГОДНИХ ПРАЗДНИКОВ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Говорят, что на все случаи жизни соломки не подстелить, поэтому родители должны особенно пристально следить за своими детьми в период новогодних праздников.
Предпраздничные дни всегда наполнены суетой и радостным волнением. И взрослые, и дети ждут чудес и веселья. Между тем, праздники приносят в наш дом не только радость, но и множество новых, не всегда безопасных вещей. Елка, новогодние игрушки, хлопушки, свечи, бенгальские огни, петарды при неправильном обращении могут оказаться весьма опасными. Но и это еще не все. На улице тоже не все безобидно: катки, скользкие горки, ступеньки, спрятанные под снегом, могут привести к несчастному случаю. Что должны предусмотреть родители? Как действовать в непредвиденных ситуациях?
ЗЕЛЕНАЯ КРАСАВИЦА
Ни для кого не секрет, что новогодняя елка частенько становится причиной несчастных случаев и пожаров. Так что папа должен установить елочку максимально безопасно. Для этого необходимо следовать простым правилам:
-
елку следует ставить на устойчивую подставку - крестовину, если она искусственная, или в ведро с песком, если елка живая;
-
елка не должна мешать свободному выходу из комнаты или дома;
-
ни в коем случае нельзя ставить елку вблизи печей, каминов и электробытовых приборов.
Украшать елку следует в соответствии с техникой безопасности, а именно:
• Для освещения елки нужно использовать электрогирлянды только заводского изготовления. Перед тем как украсить елку электрогирляндой, необходимо проверить ее исправность. Если ребенок совсем еще мал и к тому же очень любознательный, гирлянду из цветных лампочек лучше повесить не на елку, а на стену. Если Вы все-таки решили повесить электрогирлянду, вешайте ее так, чтобы ползунок не мог до нее дотянуться, годовалому же малышу следует объяснить, что играть с мигающими огоньками нельзя.
-
Особое внимание уделите елочным игрушкам. Они должны быть не только яркими и красивыми, но и, что самое главное, небьющимися и безопасными «на зуб». Когда Вы украшаете елку для самых маленьких, это очень важно.
-
Если украшаете елку сладкими игрушками, вешайте их пониже и так, чтобы было легко их снять, не потревожив все дерево.
Несомненно, елка становится главным объектом, притягивающим внимание малыша, на протяжении всех праздничных дней. Чтобы избежать неприятных сюрпризов, родителям следует познакомить ребенка со сказочным деревом, дать потрогать колючки, игрушки, объяснить, что можно, а что нельзя. Например, конфетки с елочки снимать можно. Елочка специально приготовила их для послушного сыночка, умницы-дочки. А вот мишуру, игрушки и колючки трогать нельзя. Ведь тогда елка уже не будет такой красивой и нарядной.
Несмотря на все старания взрослых, непоседливые детки все-таки способны попасть в неприятную ситуацию. Что делать в таких случаях?
Если карапуз умудрился проглотить мишуру или бусину, паниковать не стоит. Если у малыша нет тошноты и боли в животе, значит, все обошлось. Тем не менее, понаблюдайте за ребенком в течение нескольких часов.
Если ребенок проглотил инородный предмет, дайте ему обволакивающую пищу, например, овсяную кашу или полужидкое картофельное пюре. Тогда несъедобный объект быстрее пройдет путь от попадания в рот до горшка. Обычно на это требуется два дня (у детей от 1 года до 7 лет) или три дня (у деток постарше).
Попадание несъедобного объекта в желудок может сопровождаться подташниванием и болью в животе. Кроме того, ситуация может усугубиться поносом. В таких случаях необходимо обратиться за медицинской помощью.
Если малыш случайно схватил стакан с жидкостью, которая оказалась не соком или водой, а спиртным напитком, дайте крохе попить простой чистой воды, смекту или таблетку активированного угля.
ЭТОТ ЯРКИЙ ФЕЙЕРВЕРК
Победить страсть детей к пиротехническим игрушкам, кажется, невозможно. Чтобы избежать несчастных случаев, папа должен объяснить ребенку правила безопасности в обращении с такими игрушками. Стоит решительно пресекать попытки детей, особенно маленьких, самостоятельно заняться пиротехникой. Если тяга к ней неодолима, лучше сами принимайте участие в огненных забавах и руководите процессом. Тогда техника безопасности будет соблюдена наверняка, а вероятность возникновения несчастного случая будет минимальной. Да и малышам запускать петарды и ракеты вместе с папой гораздо интереснее!
Чтобы не испортить новогодний праздник, покупайте только фабричную продукцию. Если изделие не внушает вам доверия, от такой покупки лучше воздержаться.
Запуск следует проводить на улице, подальше от окон и деревьев. Помните, что нельзя направлять снаряды в сторону ветра и туда, где находятся люди.
Если, несмотря на все меры предосторожности, ребенок все-таки пострадал, следует незамедлительно вызвать скорую помощь. Поинтересуйтесь у оператора, как вам действовать до приезда врача. Целесообразно дать ребенку обезболивающее средство, при необходимости - две возрастные нормы. Дайте малышу выпить теплого чая с добавлением настойки элеутерококка (число капель должно быть равно числу полных лет, умноженное на два).
НАМ ВСЕ НИ ПО ЧЕМ
Зима предоставляет детишкам массу возможностей забавно проводить время на свежем воздухе. Сколько радости доставляет малышам игра в снежки и катание с горки! Между тем, такие забавы нередко сопровождаются синяками, ссадинами, ушибами и даже переломами. Как оказать первую помощь?
Для малыша до года падение с небольшой высоты (например, с дивана), как правило, не опасно. Но родители должны понаблюдать за ребенком некоторое время, особенно, если ушиб был сильным, а кроха быстро успокоился и уснул.
Если малыш получил ушиб головы, сделайте ему холодный компресс. Если ребенок поплакал и успокоился, обеспечьте ему покой и понаблюдайте 2-3 часа. Если же ребенок побледнел, его тошнит, а дыхание затруднено - срочно везите его в больницу.
Если ушиб пришелся на область живота, а ребенок побледнел, при касании ушибленного места возникает боль, незамедлительно вызывайте скорую помощь. До приезда медиков уложите малыша в постель, на живот положите холодный компресс. Кормить и поить ребенка нельзя.
Если малыш упал и у Вас есть подозрение на перелом или вывих, без специализированной помощи не обойтись. При этом помните, что холодный компресс снимет отек, а тугая повязка обеспечит неподвижность. Если вы решили зафиксировать поврежденную руку или ногу, воспользуйтесь обычным марлевым бинтом. Эластичный бинт использовать нельзя, так как он нарушает кровообращение. Кроме того, в таких случаях нельзя пытаться прощупывать поврежденное место, поскольку можно вызвать смещение.
Предпраздничное настроение удваивает энергию наших детишек. Неудивительно, что уследить за ними нелегко. Даже если малыш случайно получил травму, не отчаивайтесь и не паникуйте. Держитесь спокойно и действуйте уверенно. Все будет хорошо! А как иначе?