ПАСПОРТ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ

Экологическая тропа – это демонстрационный, специально оборудованный маршрут в природу, проходящий через различные природные объекты.
Экологическая тропа ГУО “Ясли-сад № 11 г. Борисова” расположена на территории дошкольного учреждения.
На территории размещены 12 игровых площадок, площадка ГАИ, спортивная площадка, дорожка здоровья, метеоплощадка, огород, уголок поля, уголок леса, уголок сада, цветники.
Основные характеристики экологической тропы:
- Вид тропы: экологическая
- Местонахождение: г. Борисов, улица полка Нормандии-Неман, 181, территория ГУО «Ясли-сад № 11 г. Борисова»
- Год закладки: 2014 год
- Состояние тропы: удовлетворительное
- Протяженность: 225 метров
- Режим пользования: познавательные экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, исследования.
- Краткое описание границ маршрута: начало маршрута от центрального крыльца детского сада, движение против часовой стрелки по территории вокруг детского сада.
Цель экологической тропы:
- формирование, закрепление и обобощение у детей дошкольного возраста представлений об объектах и явлениях природы.
Задачи:
- формирование представлений о растениях и животных ближайшего окружения, ярких явлениях природы на основе восприятия их всеми органами чувств; о взаимосвязях неживой природы, растений, животных;
- углубление представлений о целостности и уникальности каждого природного сообщества;
- развитие чувства радости от единения с природой, интереса к разнообразным видам деятельности в живой и неживой природе;
- воспитание познавательного отношения к природе, ответственности за состояние природы ближайшего окружения.
Перечень объектов станций и точек экологической тропы:
- «Голубая ель»
Объекты для наблюдений: высокая пушистая ель с ярко выраженной голубой окраской, кора дерева, опавшие иголки, растения, растущие под елью: ландыши, дикий виноград, молочай кипарисовый, травянистое растение спаржа (в народе «елочка»).
- «Береза»
Объекты для наблюдений: высокая береза с обилием мха на стволе с северной стороны (ориентирование), рядом растет липа – сравнение двух деревьев.
- «Рябина»
Объекты для наблюдений: молодая рябина со стволом, покрытым мхом выше места, обработанного известью, рядом растет куст форзиции (сравнение дерева с кустарником), ползущая трава сныть.
- «Сирень»
Объекты для наблюдений: соцветия сирени, семена после цветения, сравнение кустарника с рядом растущими березой и кленом, кустарниками, растущими вдоль дороги.
- «Почемучкина лужайка»
Объекты для наблюдений: клумба с разнообразными многолетними и однолетними цветами. Рядом растут кусты сирени и молодая голубая ель, оборудован улей.
- «Огород» с фитогрядкой «Зеленая аптека»
Объекты для наблюдений: разнообразные овощные посадки (свекла, перец, морковь, лук, помидоры, фасоль, капуста, салат, чеснок, кабачки), разные условия выращивания овощей (теплицы с разным покрытием- спанбонд и пленка). На огороде расположена фитогрядка с лекарственными растениями: подорожник, зверобой, мать-и-мачеха, полынь, мелиса).
- «Зеленое чудо» (уголок леса)
Объекты для наблюдений: участок леса с насаждениями хвойных деревьев (сосна, карликовая сосна, ель обыкновенная, голубая ель). Среди хвойных деревьев растет липа, травянистые растения: папоротник, почвопокровный седум, на земле мох.
- «Уголок поля»
Объекты для наблюдений: картофель, ячмень.
- «Фруктовый сад»
Объекты для наблюдений: садовые деревья слива и вишня, кустарники красной смородины и черноплодной рябины. Вдоль дороги растут взрослые рябины.
- «Хоровод ароматов»
- «Липовая аллея»
Объекты для наблюдений: липы (сравнение коры старых и молодых деревьев, густоты крон разных видов). Сильно утоптанная почва, корни некоторых деревьев на поверхности земли. В мае на липах прямо из ствола растут маленькие веточки — проснулись спящие почки. Среди лип растет береза (сравнение ствола, веток, семян).
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе:
* экологические беседы;
* наблюдения в природе;
* уроки доброты;
* экскурсии в природу;
* целевые прогулки;
* КВН, викторины, «Поле чудес»;
* познавательные вечера;
* экологические конкурсы;
* экологические акции;
* решение экологических ситуативных задач;
* чтение художественной литературы;
* детские проекты;
* обсуждение и проигрывание ситуаций;
* трудовой десант;
* зеленый патруль;
* «Зеленая аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений);
* коллекционирование;
* выставки и экспозиции;
* экологические развлечения, досуги, праздники;
*экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, соревновательные, подвижные);
* инсценировки, театрализации.
Формы и методы работы с родителями на экологической тропе:
* взросло-детские проекты;
* КВН, викторины;
* изготовление поделок, рисунков;
* субботники по облагораживанию территории детского сада;
* участие в конкурсах;
* участие в совместных экологических развлечениях, досугах, праздниках;
* фотовыставки;
* изготовление экологической газеты;
* изготовление книжек-малышек (сочиняем экологические сказки).