Государственное учреждение образования "Ясли-сад № 11 г. Борисова"

Государственное учреждение образования "Ясли-сад № 11 г. Борисова"

телефон: 8017775 35 85
222514, Минская область, г.Борисов, ул.Н.Неман, дом 181

Памятка по организации и содержании работы с детьми в цветниках в летний период

ПАМЯТКА

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ЦВЕТНИКАХ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Создание на земельном участке дошкольного учреждения цветника, огорода имеет большое воспитательное значение. Дети вместе с воспитателем, выращивая на участке растения, учатся ухаживать за ними, узнают о жизни растений, приучаются к труду и бережному отношению к зеленым насаждениям. Яркие впечатления, полученные в детстве от общения с живой природой, надолго остаются в памяти и служат фундаментом для формирования правильных представлений о природе.

Для формирования у детей положительного отношения к природе и труду нужно вызвать у них интерес к данной деятельности. Следует обеспечить их красочным инвентарем и организовать работу в цветниках как игру, использовать разнообразные формы и методы работы с детьми – уход за растениями, наблюдения, зарисовки, украшение помещений.

Организация и содержание наблюдений на огороде, в цветнике

                    Вторая младшая группа
     Основная цель наблюдений – привлечь внимание детей к растениям, вызвать интерес к ним, воспитывать бережное отношение к живым организмам.
     Детей этого возраста знакомят с основными явлениями в жизни растений: вырастают из семян, цветут, дают плоды. Ухаживая и наблюдая за растениями, дети постепенно приобретают знания о внешнем виде некоторых растений. Слова растет, выросло, вырастет становятся более понятными.
     Учитывая большую эмоциональность и двигательную активность малышей, очень важно связывать наблюдения с радостными переживаниями и действиями. Для этого в процессе наблюдения следует использовать различные приемы: игровые, практические поручения (найди, покажи, понюхай, потрогай, найди такой же и т.п.), словесные (вопросы, пояснение, художественное слово и др.).

С детьми проводятся кратковременные, но часто повторяемые наблюдения, так как дети быстро утомляются, внимание у них неустойчиво, и не со всей группой одновременно, а с небольшим количеством детей.
    Первое знакомство детей с растениями цветника можно провести после укоренения рассады. Воспитатель подводит детей к клумбе, показывает им яркие иллюстрации цветов для того, чтобы привлечь внимание. Затем на участке рассматривают растения. Воспитатель отмечает, что они еще маленькие. Предлагает полить растения, чтобы они хорошо росли. Показывает, как надо это делать – под корень, чтобы не сломать листочки. В последующие дни воспитатель привлекает детей к поливке, объясняет, что после поливки растения хорошо растут, быстрее появляются цветы.
     При появлении первых цветов воспитатель подводит детей к клумбе, спрашивает, почему она стала такой красивой, что нового появилось на ней. Дети рассматривают цветы, воспитатель называет их. Учит детей узнавать называть цветы, различать их по окраске, величине.

                         Средняя группа
    Детям 4-5 лет также трудно проследить весь цикл развития растений. Воспитатель на ярких убедительных примерах знакомит с некоторыми качественными изменениями растений в процессе роста, с последовательностью в наступлении отдельных фаз их развития (появление листочка, превращение бутона в цветок, цветка в плод и т.д.).
    Очень важно вызвать у детей интерес к наблюдениям. Для этого используются несложные игры-поручения типа «Найди такой же», «Кто заметил?», «Угадай по запаху», «Угадай на ощупь» (с овощами).

В то же время воспитатель учит детей выделять и называть один или два признака растения, отличающие его от других, развивает внимание, интерес детей к растениям, к их разнообразию. Когда на грядках появятся дружные всходы, ребят привлекают к систематическому уходу за ними, в первую очередь к поливке.

Очень важно научить детей сравнивать растения по цвету и форме листьев. В процессе рассматривания воспитатель задает вопросы: «Что мы недавно сажали на грядках, чтобы выросли растения? Почему растения растут рядочками? Почему на разных грядках выросли разные растения?»
     В средней группе детей подводят к установлению связей и зависимостей между конкретными факторами: они не только рассматривают цветки, но и обращают внимание на готовый раскрыться бутон, ждут, когда появиться цветок. Воспитатель приучает детей делать доступные им выводы и заключения.

Следует понаблюдать за состоянием растений после обильной поливки или дождя в жаркие дни: листья распрямляются, тянутся вверх. В результате этих наблюдений воспитатель подводит детей к установлению зависимости состояния растений от наличия или отсутствия влаги в почве, о значении ее для жизни растений, показывает связь между их состоянием и уходом за ними.
     В процессе наблюдений необходимо следить за тем, чтобы дети правильно называли части растений (стебель, листья, цветы, бутоны, корни).
     Воспитатель учит детей сравнивать растения двух соседних грядок: у гороха вырос стебель, у редиса, свеклы стебля не видно – выросло много листьев. Особенно интересны для детей наблюдения за появлением плодов, корнеплодов на грядках.

                       Старшая группа
     В процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с жизнью растений решаются более сложные задачи, чем на предыдущем этапе. Детей подводят к обобщению накопленных представлений о растениях, образованию понятий (например, «культурные» и «дикорастущие» растения), осознанию зависимости жизни растений от природных факторов и труда человека, развивают умение видеть некоторые закономерности в жизни растений (постепенность, последовательность и изменчивость в процессе роста и развития).

С детьми старшего возраста проводятся не только эпизодические (кратковременные), но и длительные наблюдения (в течение многих дней или недель). Эпизодические наблюдения воспитатель организует тогда, когда нужно привлечь внимание ребят к новым явлениям или закрепить имеющиеся представления.
     Для развития наблюдательности, умения сопоставлять и выделять существенные признаки растений полезно проводить занятия на сравнение. В старшей группе можно дать для сравнения два растения цветника (например, космея и лилия, настурция и цинния). 

Вовремя сказанные воспитателем стихи, меткая народная поговорка, пословица или загадка подчеркивает особенности данного растения, способствует лучшему запоминанию. Хорошо использовать небольшие отрывки литературного текста, что способствует образованию особенно ярких, прочных образов и в то же время обогащает словарь детей.
    Для лучшего закрепления полученных представлений наблюдения сопровождаются последующими зарисовками детей, записями их рассказов, составлением альбомов.

 

 

 

Источник: 
1. Маневцова, Л.М. Мир природы и ребенок / Л.М. Маневцова, Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева ; под ред. Л.М. Маневцовой. – СПб, : Изд-во «Акцидент», 1998 – 319 с.

2. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания школьников / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2001 – 184 с.

Версия сайта для слабовидящих