Государственное учреждение образования "Ясли-сад № 11 г. Борисова"

Государственное учреждение образования "Ясли-сад № 11 г. Борисова"

телефон: 8017775 35 85
222514, Минская область, г.Борисов, ул.Н.Неман, дом 181

Научное-методическое обеспечение

Научно-методическое обеспечение дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования

Учебные планы и учебные программы

В 2020/2021 учебном году образовательный процесс в учреждениях дошкольного образования будет осуществляться по обновленному содержанию учебной программы дошкольного образования. Учебная программа является комплексной и ее содержание изложено с учетом основных направлений развития воспитанника: физическое, социально-нравственное и личностное, познавательное, речевое, эстетическое, которые реализуются посредством содержания образовательных областей: «Физическая культура», «Ребенок и общество», «Элементарные математические представления», «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін», «Подготовка к обучению грамоте», «Падрыхтоўка да навучання грамаце», «Изобразительное искусство», «Музыкальное искусство», «Художественная литература».

Содержание учебной программы дошкольного образования ориентирует на обеспечение разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе творческих способностей, соответствующих возрастной специфике и требованиям современного общества.

Обучение и воспитание детей дошкольного возраста организуются в условиях близкородственного (белорусско-русского) билингвизма и направлено, в том числе, и на усвоение ими двух государственных языков.

С этой целью рекомендуется реализовывать содержание образовательной области “Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін” в учреждениях образования с русским языком обучения и воспитания, образовательной области “Развитие речи и культура речевого общения” в учреждениях образования с белорусским языком обучения и воспитания в группе второго раннего возраста (от 1 года до 2 лет), первой младшей (от 2 до 3 лет), в первом полугодии во второй младшей группе (от 3 до 4 лет) в нерегламентированной деятельности. Со второго полугодия во второй младшей группе (от 3 до 4 лет) реализация содержания указанных образовательных областей в учреждениях образования осуществляется в специально организованной деятельности в соответствии с типовым учебным планом дошкольного образования.

При реализации содержания образовательной области “Художественная литература” в специально организованной деятельности в группе второго раннего возраста (от 1 года до 2 лет), первой младшей (от 2 до 3 лет), второй младшей группе (от 3 до 4 лет) в учреждениях образования с русским языком обучения и воспитания используются произведения художественной литературы и фольклора на белорусском языке, в учреждениях образования с белорусским языком обучения и воспитания – произведения художественной литературы и фольклора на русском языке. Начиная со средней группы (от 4 до 5 лет) в специально организованной деятельности используются произведения художественной литературы и фольклора на русском и белорусском языках.

В учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательный процесс осуществляется в соответствии с учебными планами специального образования на уровне дошкольного образования на 2020/2021 учебный год, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь.

В работе с детьми с нарушениями зрения рекомендуется использование адаптированного варианта учебной программы дошкольного образования.

Электронные версии программ специального образования, адаптированного варианта учебной программы дошкольного образования размещены на национальном образовательном портале adu.by в разделе «Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год» / «Специальное образование» и на сайте http://asabliva.by в разделе «Учебные планы, программы, учебники, пособия».

В работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата наряду с соответствующими программами для специальных дошкольных учреждений рекомендуется использовать учебную программу дошкольного образования. Специфика ее реализации для данных категорий детей определяется условиями, выбором средств, форм, методов, специальных приемов обучения воспитанников; организацией адаптивной образовательной среды с учетом потребностей детей.

В работе с детьми с нарушением слуха, с тяжелыми нарушениями речи, с интеллектуальной недостаточностью содержание учебных программ по образовательным областям распределяется с учетом учебных планов специального образования на уровне дошкольного образования на 2020/2021 учебный год.

Обращаем внимание, что направления коррекционных занятий в работе с детьми с ОПФР при сочетании нескольких нарушений определяются в соответствии с заключением Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР).

Основными формами организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования являются игра, занятие.

Максимальная нагрузка на воспитанников раннего и дошкольного возраста при проведении специально организованных форм образовательного процесса – игры (занятия), регламентированных типовым учебным планом, количество и виды занятий, их длительность и место в распорядке дня должны определяться педагогическим работником в соответствии с учебной программой дошкольного образования, учебным планом учреждения дошкольного образования, разработанным и утвержденным в установленном законодательством порядке, с учетом состояния здоровья, физиологической подготовленности воспитанников.

Министерство образования обращает внимание на то, что домашние задания во всех возрастных группах задаваться не должны.

С целью индивидуализации и дифференциации дошкольного образования обновленная учебная программа дошкольного образования включает компоненты, которые определяются закономерностями развития детей, способствуют расширению и раскрытию возможностей, удовлетворению индивидуальных потребностей каждого воспитанника с учетом зоны его ближайшего развития.

Содержание компонентов представлено в учебной программе дошкольного образования: «Детский фитнес», «Простейший туризм»; «Иностранный язык» (английский, немецкий, французский); «Детское ручное ткачество», «Техническое конструирование», «Декоративно-прикладное искусство», «Хореография». Выбор компонентов осуществляется в соответствии с запросами законных представителей воспитанников, ресурсными возможностями учреждения дошкольного образования.

Занятия при реализации указанных компонентов проводятся не ранее, чем со средней группы воспитанников (от 4 до 5 лет) учреждения образования. Продолжительность занятий не должна превышать в средней группе воспитанников (от 4 до 5 лет) 20 минут; старшей (от 5 до 6 лет) – 25 минут; старшей (от 6 до 7 лет) – 30 минут.

Учебные издания и средства обучения

К использованию в образовательном процессе допускаются учебные издания (учебники, учебные пособия и иные учебные издания), содержащие с учетом возрастных особенностей обучающихся систематизированные сведения научного или прикладного характера, необходимые для реализации образовательных программ, изложенные в форме, удобной для организации образовательного процесса, официально утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь.

Учреждения образования ежегодно с учетом планируемого контингента воспитанников и сроков использования учебных изданий (учебные пособия, рабочие тетради – один год, учебно-методические пособия, учебные наглядные пособия, пособия – пять лет) формируют заказ:

на учебные издания с учетом количества педагогических работников (воспитателей дошкольного образования, музыкальных руководителей, руководителей физического воспитания, педагогов­психологов, учителей­дефектологов), возрастных групп и воспитанников в учреждении;

на приобретение средств обучения, игрового и учебного оборудования и др. в соответствии с современными требованиями.

Алгоритм заказа учебных изданий следующий:

учреждения образования, иные учреждения образования и организации (независимо от формы собственности и подчиненности), реализующие образовательную программу дошкольного образования, образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования, представляют сформированный заказ структурным подразделениям городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования;

структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования, – структурным подразделениям областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования;

структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования, – Национальному институту образования.

При формировании районного, городского, областного заказа на учебные издания (для педагогических работников и детей) учитывается количественный состав учреждений образования, педагогических работников и воспитанников как системы Министерства образования, так и иных ведомств, специалистов управлений (отделов) образования, других учреждений образования (специальное дошкольное учреждение, ясли­сад–начальная школа, ясли­сад–базовая школа, детский социальный приют и др.), а также всех заинтересованных.

Формируя заказ, необходимо обращать внимание на аннотацию, в которой содержится информация о виде учебного издания (учебно­методическое пособие, пособие, учебное наглядное пособие, рабочая тетрадь, хрестоматия и др.), адресной направленности (для педагогических работников, для воспитанников), типе (при необходимости уточнения – виде) учреждения образования, для которого учебное издание предназначено. Например, учебное издание рекомендовано педагогическим работникам, работающим в группе с детьми от 5 до 6 лет. Считается количество функционирующих групп для детей данного возраста, добавляется не менее одного экземпляра учебного издания для методического кабинета. В случае, когда учебное издание является наглядным и издано в виде учебного пособия, рабочей тетради (например, УМК «Мои первые уроки»), необходимо сделать заказ на всех воспитанников данной возрастной группы. Учебные издания серий «Мир детства», «Страницы родной земли» и т. п. заказываются из расчета не менее 2–3 единиц на группу.

Министерство образования обращает внимание, что пунктом 740 перечня типовых документов национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения (постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 25 ноября 2011 г. “Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь”») предусмотрено обязательное наличие такого вида документа учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, как «Сведения о наличии учебных изданий и иных средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса в учреждении образования».

В учреждении образования (методическом кабинете, возрастной группе, кабинетах музыкальных руководителей, руководителей физического воспитания, учителей-дефектологов, педагогов-психологов и др.) ведется аннотированный учет обеспеченности учебными изданиями, официально утвержденными либо допущенными в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованными организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования. Перечень учебных изданий по дошкольному и специальному образованию ежегодно обновляется и размещается на национальном образовательном портале (https://uchebniki.by).

Обеспеченность учебными изданиями рассчитывается по каждой из позиций отдельно и в целом по всему перечню. Процент оснащенности учреждения образования учебными изданиями рассчитывается ежегодно по формуле: имеющееся количество учебных изданий (заказанных и приобретенных для методического кабинета, соответствующих возрастных групп, кабинетов музыкальных руководителей, руководителей физического воспитания, учителей-дефектологов, педагогов­психологов и др.), делится на необходимое для учреждения образования количество учебных изданий (с учетом представленных в перечне) и умножается на 100 процентов. Например, если в учреждении образования отсутствует та или иная возрастная группа (в том числе разновозрастная), то при расчете процента оснащенности в количество необходимых учебных изданий не включаются соответствующие позиции.

Взимание платы за пользование учебными пособиями осуществляется в соответствии с Положением о порядке взимания платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями и предоставления их в бесплатное пользование утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.06.2011 № 839.

Пунктом 2 статьи 39 Кодекса установлены категории обучающихся, для которых предусмотрены дифференцированные льготы при оплате за пользование учебниками и учебными пособиями (снижение на 50 процентов либо освобождение от оплаты).

Руководителям учреждений образования необходимо обратить особое внимание на своевременность (до 15 августа) предоставления родителями (законными представителями) воспитанников, имеющими право на бесплатное пользование учебниками и (или) учебными пособиями либо снижение платы за пользование ими, соответствующих документов (удостоверение инвалида, заключение ЦКРОиР, свидетельство о рождении, удостоверение инвалида Отечественной войны или удостоверение инвалида боевых действий на территории других государств, удостоверение о праве на льготы либо справка о праве на льготы, выписка из медицинских документов, удостоверение многодетной семьи, справки о размере пособия на детей и периоде его выплаты, месте жительства и составе семьи).

При переводе воспитанника в другое учреждение образования, другую организацию, к индивидуальному предпринимателю учебные пособия передаются его родителю (законному представителю).

В связи с поступлением обращений по вопросам, связанным с оплатой за пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися из семей, которые в соответствии с законодательством получают государственные пособия на детей старше трех лет, Министерство образования обращает внимание на следующее.

Для целей Кодекса под государственными пособиями на детей старше трех лет понимается пособие на детей старше трех лет из отдельных категорий семей, которые указаны в статье 14 Закона Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». Так, право на пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей имеют мать (мачеха) или отец (отчим), усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) при воспитании ими ребенка, не находящегося на государственном обеспечении, если в семье:

воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет;

воспитывается ребенок в возрасте до 18 лет, инфицированный вирусом иммунодефицита человека;

отец (отчим) или усыновитель (удочеритель) является военнослужащим, проходящим срочную военную службу, альтернативную службу;

оба родителя (мать (мачеха), отец (отчим)) в полной семье либо единственный родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель) являются инвалидами I или II группы, а также если один из родителей в полной семье является инвалидом I группы, а второй осуществляет уход за ним и получает пособие, предусмотренное законодательством.

Таким образом, бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями может быть установлено, если родитель (законный представитель) воспитанника имеет право на государственное пособие на детей старше трех лет в соответствии с Законом.

Версия сайта для слабовидящих