Государственное учреждение образования "Ясли-сад № 11 г. Борисова"

Государственное учреждение образования "Ясли-сад № 11 г. Борисова"

телефон: 8017775 35 85
222514, Минская область, г.Борисов, ул.Н.Неман, дом 181

Адаптация ребёнка в детском саду

АДАПТАЦИЯ  РЕБЁНКА  К  ДЕТСКОМУ  САДУ

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановкеДля ребенка детский сад является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Физиологический уровень адаптации – это привыкание к  новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам (необходимости сидеть, слушать, выполнять команды),  необходимости самоограничений, невозможности уединения, новой пище, новым помещениям, освещенности, запахам.

Психологический уровень адаптации – это привыкание к отсутствию значимого взрослого  (мамы, папы), необходимости в одиночку справляться со своими  проблемами, большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать, необходимости отстаивать свое личное пространство.

Адаптация требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.

Распространенные изменения в поведении ребенка в период адаптации:

1. Смена эмоционального фона.

В первые дни посещения дошкольного учреждения у ребенка обычно сильнее выражены негативные эмоции: хныканье, плач – как «за компанию», так и приступообразный, страх (идти в садик, боязнь воспитателя, переживания, что мама не придет за ним), гнев, агрессия.

2. Снижение социальной активности.

Ребёнок может отказываться идти на контакт с ровесниками и воспитателем. Даже оптимистичные и общительные детки становятся замкнутыми, напряженными, неконтактными, беспокойными, малообщительными.

3. Утрата интереса к новому.

Вы можете наблюдать, что Ваш ранее любопытный «почемучка» перестает интересоваться новыми игрушками, не хочет знакомиться с другими детками.

4. Потеря навыков самообслуживания.

5. Регрессия речи.

Порой малыш, уже прекрасно умеющий говорить сложными предложениями, вдруг снова погружается в младенчество, начинает употреблять облегченные слова и односложные предложения, его словарный запас скудеет.

6. Изменение двигательной активности.

Ранее веселый и активный малыш вдруг может стать «заторможенным», медлительным, неуверенным в себе. Или, наоборот, ребенок становится неуправляемым, гиперактивным, чего раньше за ним не наблюдалось.

7. Нарушения сна.

Если ребенка оставить на дневной сон, то первые дни он будет засыпать плохо. Малыш может вскакивать или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон.

8. Снижение или потеря аппетита.

9. Снижение иммунитета.

Снижается сопротивляемость организма инфекциям, и ребенок может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения дошкольного учреждения.

Родители должны понимать, что все эти изменения – не каприз ребенка, а вполне объективные реакции на изменяющуюся среду, не зависящие от воли крохи. И, как только адаптация закончится, все эти негативные сдвиги уйдут.

Основными показате­лями протекания периода адап­тации являются сроки нормали­зации эмоционального состояния малыша, появление положитель­ного отношения к воспитателям и сверстникам, интереса к заня­тиям, играм и игрушкам, частота и длительность острых заболе­ваний.

Степени тяжести адаптации

  • Легкая степень. Длится примерно 1-2 недели. За это время у ребёнка нормализу­ются сон, аппетит, эмоциональ­ное состояние, налаживаются отношения с воспитателями и сверстниками, повышается ак­тивность (в общении, игре, на за­нятиях). Отношения с близкими людьми не нарушаются. Острых заболеваний не отмечается.
  • Средняя степень. Нарушения в поведении и общем состоянии ребёнка выра­жены ярче, привыкание к дошкольному учреж­дению длится дольше — 15-40 дней. В этот период настроение малыша неустойчивое, сон и аппетит на­рушены, активность снижена. В детском саду он пассивен, мало­подвижен, не проявляет интере­са к игрушкам, занятиям, мало разговаривает. Для этого периода характерны респираторные за­болевания, проходящие в острой форме.
  • Тяжелая степень (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников. Это сви­детельствует о том, что защитные силы организма не справляются с нагрузкой, уровень стресса, ко­торый переживает малыш, пре­вышает его ресурсы.

Как помочь ребёнку приспособиться к детскому садику?

  • Настраивайте ребёнка на мажорный лад, говорите ему, как Вы рады, что он уже такой большой и самостоятельный, что ходит в детский сад.
    • В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о детском саде, воспитателях. Даже если вам что-то не совсем понравилось, не высказывайте это вслух при ребенке.
  • Придумывайте, как мотивировать ребенка для похода в садик, например, посмотреть, как кормят рыбок, а может быть, в садике по нему будут очень скучать любимая машинка или кукла?
    • Приучайте ребёнка к садику постепенно. Первые дни достаточно оставлять его в саду на 1-2 часа. Постепенно увеличивайте время пребывания ребенка в группе. Через неделю-две попробуйте оставить его в садике на целый день.
  • Не стоит устраивать долгое прощание перед группой, это может вылиться в настоящую истерику. Твердо и уверено скажите малышу, что сейчас вы оставите его и придете за ним на прогулке (после обеда, сна). И сразу уходите.
    • Придумайте свой ритуал прощания - поцеловать, сказать «пока-пока», помахать рукой. Такое постоянство поможет крохе быстрее привыкнуть к новым условиям.
  • Если расставание с мамой проходит очень тяжело, пусть в садик его попробует отводить кто-то другой (например, папа, бабушка).
  • И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что Вы делаете.
  • Постарайтесь не делать перерывов в посещении садика в период адаптации, исключение — болезнь с температурой.
  • Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушку, а с целью выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребёнком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребёнка.
  • В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня.
  • Не отучайте ребенка от «дурных» привычек (например, от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему малыша. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.
  • Терпимо относитесь к капризам малыша. Помните, они появляются от перегрузки нервной системы. Лучше обнимите ребенка, успокойте его, поиграйте вместе.
    • Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!

 

Будьте терпеливы, дарите малышу внимание, заботу, любовь, верьте, что все у него обязательно получится, и будьте счастливы!

Версия сайта для слабовидящих